Компания Novak Technology-производитель оборудования и контроллеров для домашней автоматизации. Собственное производство и наличие лаборатории для разработки устройств дает возможность предложить клиентам широкий ассортимент продуктов и интернет-вещей для обустройства функциональных систем «Умный дом» любой сложности.
1. О бизнес-процессе
Контроллер состоит из радиодеталей, которые закупаются и в дальнейшем собираются на монтажной плате. Процесс производства налажен в Новошахтинске (Ростовская область). Не вдаваясь в технические тонкости производства, отметим, что бизнес-процесс выпуска изделий состоит из закупки комплектующих и самого процесса сборки: монтаж радиодеталей на плате, пайка, сборка платы в пластиковый корпус и т.д. Стоит отметить, что в процессе сборки необходимо учитывать прямые и косвенные затраты.
Рис. 1. "Общий вид -контроллер лестницы".
2. Выбор системы учета
Изначально была поставлена задача упростить процесс производства, так как уже была рассчитана примерная себестоимость сборки одного контроллера. Руководством компании было принято решение, что нет необходимости внедрять систему ERP-класса (система управления предприятием). Необходимо: учитывать закупки комплектующих, выпуск и продажу готовой продукции. Выпуск продукции -это работы по сборке, затраты на электроэнергию, заработная плата сотрудникам и т.д. Еще раз отметим, что себестоимость одной единицы продукции уже известна, поэтому было принято решение внедрить 1с:Управление торговлей 11.3. Эта конфигурация хоть и для торговых предприятий, но в ней можно учитывать себестоимость работ, а значит подходит для решения нашей задачи.
3. Настройка 1с управление торговлей
Опустим процесс установки 1с и сразу приступим к настройки конфигурации. В процессе работы нам потребуется вести учет выпускаемой продукции. Контроллер состоит из радиодеталей и работ по сборке данного изделия. В 1с -есть номенклатура с типом "комплект". Для такой номенклатуры мы укажем, что в нее входит, то есть из чего состоит наше изделие. Так например, позиция "RGB 16 контроллер подсветки лестницы" состоит из 82 различных радиодеталей и одной единицы работы по сборке этого изделия. Себестоимость изделия, а так же наименование радиодеталей мы не указываем по понятным причинам.
1. Включаем настройку для расширенного вида номенклатуры. Переходим "НСИ Администрирование"-"Настройки НСИ и разделов"-"Номенклатура". Это необходимо что бы в списке появился комплект.
Рис. 2. "Настройка расширенного вида номенклатуры".
2. В справочнике номенклатура создаем позицию "RGB 16 контроллер подсветки лестницы" с типом номенклатуры "набор". Набор состоит и деталей, а так же работ по сборке данного изделия.
Рис. 3. "Номенклатура с типом набор".
3. Необходимо заполнить из чего состоит наше изделие. В производственной конфигурации -это была бы спецификация выпускаемого изделия, но у нас упрощенный учет. На рисунке 4 -указаны детали и работы по сборке.
Рис. 4. "Состав набора (выпускаемого изделия)".
Примечание: в документах реализации мы будем указывать конечное изделие и покупателям не надо знать из чего состоит контроллер. Поэтому в настройках комплекта в печатных формах выводить "Только набор". Еще один важный момент, то каким образом будет считаться цена изделия. Здесь есть два варианта: 1-ый, цена изделия будет учитываться исходя из комплектующих, 2-ой вариант -"назначается на набор". Нам подойдет второй вариант, т.к. цены у нас фиксированные и не будут "скакать" при изменении цены комплектующих. Отметим, что цена комплекта будет распределятся пропорционально долям стоимости. Руководство в любой момент может принимать решение, когда менять цены на конечную продукцию.
4. Далее необходимо указать настройки ценообразования предприятия. У нас будет несколько типов цен для партнеров и конечных потребителей. Переходим "НСИ Администрирование"-"Настройки НСИ и разделов"-"CRM и маркетинг" и отмечаем галку "Несколько видов цен".
Рис. 5. "настройка- Несколько видов цен".
Переходим "CRM и маркетинг"-"Настройки и справочники"- "Виды цен". Вводим "поступление", "опт", "розница".
Рис. 6. "Ввод типов цен".
Далее в документе "Установка цен номенклатуры" вводим цены на конечное изделие, в данном случае "RGB 16 контроллер подсветки лестницы".
Рис. 7. "Установка цен номенклатуры на контроллер".
4. Оформление цепочки документов
Далее мы оформим документы поступления товаров и услуг- сделаем реализацию готовой продукции. Следующий шаг- закрытие месяца. Это операция необходима для расчета себестоимости продукции и в отчете "Валовая прибыль" посмотрим финансовые показатели.
1. Переходим в подсистему "Закупки"-"Документ закупки (все)"- создаем документ поступление товаров и услуг (закупка у поставщика).
Рис. 8. "Поступление товаров и услуг".
Здесь мы оформили радиодетали, поступление на склад. Цены поступления, будут влиять на себестоимость конечного изделия- "RGB 16 контроллер подсветки лестницы".
2. Оформим процесс производства-сборки контроллера. В конфигурации для производства 1с "Управление производственным предприятием" есть документ "Отчет производства за смену", в котором указывается сколько было выпущено продукции за смену. В нашем случае, что бы выпустить продукцию и отразить факт затрат (кредиторскую задолженность) -мы оформим это через документ "Поступление товаров и услуг", контрагент "собственное производство", наименование услуги "сборка RGB 16 контроллер подсветки лестницы".
Рис. 9. "Выпуск продукции".
Себестоимость сборки -равна 1000 р, она отражена в документе посткпления. Итого в нашем примере контроллер состоит из 2 радиодеталей и одной работы, себестоимость равна: 1+2 +1000 =1003 р
3. Продажу готового изделия оформляем через документ "Реализация товаров и услуг". У нас есть два вида цен, по которым мы отпускает продукцию: "опт" и "розница". В конфигурации переходим в подсистему "Продажи"-"Документ продажи (все)" и создаем новый "Реализация товаров и услуг", в табличной части документа выбираем наше изделие (набор)- "RGB 16 контроллер подсветки лестницы", устанавливаем что мы продаем по оптовым ценам.
5. Финанcовый результат
Для расчета себестоимости продукции в 1с есть отдельный механизм -РАУЗ (расширенная аналитики учета затрат). Не в даваясь в технические особенности, скажу что этот механизм сильно отличается от конфигурации 1с Управление торговлей 10.3. Переходим в подсистему "Финансовый результат и контроллинг"-"Закрытие месяца"- "Закрытие месяца". Выбираем текущий месяц и нажимаем кнопку "Выполнить операции".
Рис. 10. "Процедура закрытие месяца".
После расчета дебиторская и кредиторская задолженность организации и рачета партий приобретенных изделий и услуг -происходит расчет себестоимости товара.
Переходим к самому важному: финансовому результату нашей деятельности. И так мы выпустили одно изделие -"RGB 16 контроллер подсветки лестницы", которое состоит и двух радиодеталей и одной работы по сборке этого изделия. Себестоимость этой продукции равна 1+2+1000=1003 рубля. Продали мы устройство за 22000 р.
Переходим в подсистему "Продажи"-"Отчеты по продажам"-"Валовая прибыль предприятия". Формируем отчет за месяц.
Рис. 11. "Отчет валовая прибыль".
Следим внимательно за цифрами: "себестоимость товара", "Выручка", "Валовая прибыль". Ловкость рук и никакого мошеничества. :-)
Выводы
Конечно эта конфигурация не заменит полноценного управленческого учета -выпуска сложного изделия с этапами технологического производства. Однако здесь можно решать поставленные задачи: мы можем отслеживать себестоимость выпускаемой продукции и в случае снижения рентабильности-принимать управленческие решения.....